Начало  |   Аналитика/Публикации  |   e-finance  |   e-business  |   e-payments  |   Форум  |   Cсылки  |   О проекте  |

 

Русский NASDAQ

В Интернете каждый день появляются новые проекты, и российский сектор Сети не является исключением. Как и любое начинание, интернет-проект требует значительных инвестиций.

На Западе проблема отсутствия начальных инвестиций решена с помощью венчурного финансирования и первичного предложения акций. Причем обращение акций начинающих компаний чаще всего происходит на внебиржевом рынке. Основой внебиржевого рынка первичного предложения акций в США является NASDAQ - система автоматизированной котировки Национальной ассоциации биржевых дилеров (www.nasdaq.com). Структура этой площадки позволяет торговать акциями через мощную сеть, объединяющую большое число продавцов и покупателей по всему миру. Жестко регламентированные правила купли-продажи помогают поддерживать прозрачность сделок и ликвидность акций.

А что же происходит у нас, в России? Получить ответ на этот банальный вопрос не так то просто, потому что деятельность отечественных Интернет-проектов в сфере привлечения инвестиций и дальнейшего развития бизнеса не поддается строгому определению. Некоторые действуют по принципу: двое скинулись и сделали бизнес. Одни занимаются самостоятельным поиском инвесторов, другие пытаются развивать свое дело исключительно за счет собственных сил, снижая тем самым конкурентоспособность своего бизнеса. Несмотря на то, что в российской практике встречались случаи успешного привлечения инвестиций в Интернет-проекты (Ozon, Rambler, Port), российский интернет-бизнес остро нуждается в универсальном способе привлечения инвестиций, подобном NASDAQ в США.

Существует множество объективных причин для создания "русского NASDAQ". Основной является потребность рынка в эффективном инструменте оценки проекта. Зачастую потенциальные инвесторы сталкиваются с тем, что отечественные интернет-ресурсы переоценивают свою стоимость, но встречаются и случаи недооценки проекта. Биржевая торговля как раз и может стать методом реальной оценки стоимости сектора интернет-технологий в России. Тем более что сейчас для этого наступил благоприятный момент: интерес к рынку интернет-технологий по-прежнему высок, а внимательное изучение хроники взлетов и падений акций на NASDAQ позволит избежать многих ошибок. Сейчас, ориентируясь на опыт NASDAQ, мы имеем уникальный шанс наконец-то перестать учиться исключительно на собственных ошибках и в дальнейшем ориентироваться на развитие того бизнеса, который, как показала американская практика, выживает.

Сейчас на Западе происходит постепенное смещение акцентов из сферы business-to-consumer (b2c) в сферу business-to-business (b2b). Инвесторы разочаровались в различных сервисах, призванных обслуживать потребности потребителя в режиме он-лайн. Дело в том, что не известен ни один интернет-магазин, приносящий стабильную прибыль. Например, расходы Amazon.com на привлечение нового покупателя измеряются тысячами долларов, что несоизмеримо меньше прибыли, которую принесет магазину этот покупатель. Наоборот, наиболее перспективными признаются проекты, позволяющие обслуживать обычные бизнес-процессы (закупка товара, сбыт, построение технологических цепочек, управление разветвленной системой представительств в различных странах и координация их действий). Эти проекты помогают офф-лайновому бизнесу снижать стоимость транзакций, открывать новые рынки сбыта, участвовать в партнерских программах с другими компаниями, находящимися в любой части света. Таким образом, выгоды от создания в России аналога NASDAQ очевидны как для инвесторов, так и для хозяев интернет-ресурсов. Кроме того, в России имеется необходимая техническая база для претворения данной идеи в жизнь. Уровень технического оснащения российских бирж и планы их дальнейшего технологического развития позволяют полагать, что идея "русского NASDAQ" технически осуществима. На данный момент ведущие российские биржи (ММВБ (www.micex.com), РТС (www.rtsnet.ru), МФБ (www.mse.ru)) практически не уступают в техническом оснащении тому же NASDAQ. На этих "'биржах уже введены в эксплуатацию шлюзы (универсальные двунаправленные аппаратно-программные интерфейсы), которые обеспечивают возможность подключения внешних систем уровня "брокер-клиент". На деле это выглядит следующим образом: брокерская компания покупает и подключает шлюз биржи (таких компаний сейчас в России уже больше десяти), что позволяет ей предоставлять своим клиентам услуги торговли акциями через Интернет с удаленного терминала. Стоит ли говорить о том, что такие системы обеспечивают полностью автоматизированный оперативный сбор и выставление в торговую систему биржи заявок на куплю/продажу акций. Таким образом, доступ к торгам акциями высокотехнологичных компаний может получить любой частный инвестор, имеющий свободные денежные средства.

На настоящий момент уже существуют планы создания специализированной торговой площадки для котировки акций российских технологических компаний. В начале мая инвестиционная группа "Русские фонды" (www.rusfund.ru/index.html) начали переговоры о создании такой площадки с ММВБ (www.micex.com), и СПВБ. Также в июне РТС заявила о своих планах по созданию специализированной площадки "Новый рынок РТС". Но в процессе осуществления этого проекта организаторы могут столкнуться с рядом проблем. Основные из них - это слишком громоздкое законодательство и опасения по поводу ликвидности нового рынка.

Дело в том, что, во-первых, большинство Интернет-компаний существует в формах ЗАО или 000, которые не предполагают публичного размещения акций, и, во-вторых, Интернет-компании зачастую не проводят должным образом аудит своей деятельности, без которого становится невозможным подтверждение проспекта эмиссии акций. Причем, по сути, не существует причин, которые могут заставить Интернет-компании провести аудит. Российское законодательство и налоговый кодекс, в частности, лишают их стимулов к проведению аудита и провоцируют применение различных серых схем уменьшения налогов. Также необходимо согласовать с Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг (ФКЦБ) (www.fedcom.ru) ряд законодательных вопросов. Ведь очевидно, что подход к Интернет-компаниям должен отличаться от законов, которые применяются в отношении компаний традиционного сектора. Это обусловлено различиями в стоимости чистых активов и размерах капитализации.

И, наконец, последняя проблема hi-tech-сектора - ликвидность. Оценки экспертов относительно объемов данного сектора разнятся от десяти миллионов до нескольких миллиардов долларов. Но, тем не менее, если в Рунете будут появляться новые крупные и потенциально прибыльные проекты и если на рынок без всяких дополнительных ограничений будут допущены иностранные инвесторы, о ликвидности рынка можно не беспокоиться.

Итак, создание в России торговой площадки для котировки акций компаний hi-tech-сектора, несмотря на все существующие проблемы, вполне реально и может принести немалую выгоду, как фондовому рынку, так и экономике России в целом.

Алексей Пылаев (apylaev@mail.ru)



"Мир Интернет", #9/2000 год

Обратно к разделу "Новая Экономика"

 

Design, constructed and supported by Mike.Ramz