Начало  |   Аналитика/Публикации  |   e-finance  |   e-business  |   e-payments  |   Форум  |   Cсылки  |   О проекте  |

 

Что ждет электронный бизнес в будущем?

Несмотря на катастрофическое положение рынка акций high-tech, многие крупные электронные компании пока не собираются закрываться и демонстрируют вполне приемлемые результаты. Что это – затянувшаяся агония, или начало нового этапа в развитии Интернет-бизнеса, где оценка его эффективности будет производиться в соответствии с традиционными критериями?

Адекватная оценка стоимости акций электронных компаний с самого момента их появления сопровождалась немалыми трудностями. В 1997 году стоимость Yahoo! оценивалась в $1 млрд, и те, кто не поверил этой, как тогда казалось, фантастической цифре, упустили возможность увеличить свои деньги в 100 раз в течение последующих трех лет. Однако, вложив деньги в акции этой же компании весной прошлого года, когда их стоимость была максимальной, можно было бы потерять 80% своих инвестиций. Все это время аналитики упражнялись в обтекаемых прогнозах будущего Yahoo!, и простому инвестору было практически невозможно понять, что именно произойдет с его деньгами завтра.

Сегодня подобные противоречивые новости поступают от крупнейшей электронной компании Amazon. Полностью оправдывая прежние прогнозы пессимистов, предупреждавших, что этот бизнес растет слишком быстро, Amazon объявила о закрытии двух своих отделений и об увольнении 1300 работников. В то же время ее представители заявляют, что еще до конца этого года компания вновь должна начать получать прибыль. Необходимо отметить, что речь в данном случае идет не о чистой прибыли, а о прибыли вообще, т.е. с учетом платежей по долгам и других расходов Amazon в конечном итоге может понести в этом году убытки. Тем не менее Amazon может дать достойный отпор своим критикам, долгое время утверждавшим, что электронная торговая компания не сможет получать прибыль: она наглядно демонстрирует, что, несмотря ни на что ей все же удалось найти способ зарабатывать деньги, продолжая при этом расти (хотя, разумеется, далеко не с той же скоростью, что и прежде). Иными словами, Amazon пока отнюдь не собирается уходить из бизнеса.

Означает ли это, что ее акции вновь становятся подходящим объектом для инвестиций? С точки зрения традиционных критериев, и Amazon, и Yahoo!, и электронная компания-аукционер eBay представляют собой примеры весьма успешного бизнеса. Они выросли буквально за считанные годы, создав при этом глобальные брэнды, и их покупательская база насчитывает десятки миллионов человек. Две из этих трех компаний кроме того могут похвастаться вполне приличными финансовыми результатами. По мере того как представители электронного бизнеса стали все больше походить на традиционные компании, при оценке стоимости их акций должны начать учитываться и традиционные критерии.

В настоящее время на Yahoo! работает 3260 человек, и ее рекламный бизнес сопровождается точно такими же взлетами и падениями, как и у любой другой медиа-компании.

Все больше похожей на традиционную торговую компанию становится и Amazon. Она строит свои склады по всему миру, нанимая для их обслуживания целую армию временных работников. Чем больше становятся эти компании, тем в большей степени они замедляют свой рост, который в настоящее время уже измеряется двузначными цифрами, а не трехзначными, как это было раньше.

Однако между Amazon и традиционным бизнесом существуют важные различия. Так, благодаря используемой Amazon системе централизованных складов, ее товарооборот происходит значительно быстрее и с меньшими издержками, чем в обычных магазинах. Это серьезное преимущество при торговле теми товарами, цена на которые быстро падает, например, бытовой электроникой. Кроме того, с помощью Интернет ее покупательская база растет гораздо быстрее, чем у традиционного бизнеса. По словам представителей Amazon, главное преимущество компании заключается в ее возможности расширять свою сферу деятельности без строительства новых магазинов. Тем не менее, до настоящего момента компании приходилось строить хотя бы по одному местному складу в каждой стране, в которой она начинала свои операции. Таким образом, до тех пор, пока ее способность вести операции в целом регионе через всего один склад (например, обслуживать всех европейских покупателей с помощью своего германского филиала) будет зависеть от сторонних, не поддающихся полному контролю сил, в данном случае – от европейских транспортных компаний, Amazon не сможет снизить стоимость своей экспансии до минимума.

В основе современных электронных компаний лежит концепция, согласно которой они обладают значительными преимуществами по сравнению с обычными. И, хотя эти компании по-прежнему демонстрируют большую эффективность и темпы роста, чем их традиционные конкуренты, очевидно, что границы между реальным и виртуальным бизнесом начинают постепенно размываться.

"The Economist", 01.02.2001

Обратно к разделу "Новая Экономика"

 

Design, constructed and supported by Mike.Ramz